Автор: педагог-психолог Ануфриева Мария Михайловна
Образовательное учреждение: МБУДО «ЗДШИ»
Дата публикации: 07.06.2021 год.
Ссылка на статью: http://zdshi-tula.ru/gcb.php
Электронный вид: см..далее→
В жизни встречаются истории детей, которые пережили столько утрат, сколько не каждый взрослый человек испытает в течение жизни. Переезд, смерть родителей, лишение родительских прав, болезнь и т. д.
Обычно вокруг ребенка есть взрослые люди, которые искренне ему сопереживают с одной стороны, а с другой не знают, как помочь маленькому человечку. Как облегчить его состояние? При виде детских слёз, взрослые ощущают беспомощность. Ему тяжело быть рядом с горюющим ребенком. Поэтому первое, что приходит им в голову это сказать ребенку: «не плач, успокойся» или «возьми конфету, скушай, будет легче» или «перестань плакать, а то голова заболит».
А слезы – это самая полезная и необходимая реакция человека на состояние горя независимо от возраста и социального статуса. Слезы выполняют две основные функции. Первая – очищение глаз от соринок. Вторая – очищение души от печали и грусти.
Но и этого простого знания порой бывает недостаточно, чтобы помочь ребенку пережить психотравму.
Бывают ситуации, когда ребенку нужна специализированная помощь, включающая медикаментозное лечение, различные виды психотерапии.
Психологическая помощь в подобных случаях основана на бережном общении с ребенком, помогающем восстановить в памяти детали и последовательность происходящего с ним, словесно описать эмоции и их интенсивность.
С точки зрения психофизиологии, осознание сучившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.
От родителей, опекунов можно услышать: «Ребенку не зачем вспоминать прошлое, ни к чему его тревожить».
Да, возможно, не говорить и не вспоминать о трагических событиях проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «непроработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда!
Какой бы позиции не придерживались взрослые в этом вопросе, знание правил взаимодействия с ребенком, перенесшим психотравму, будет важным ресурсом в вопросе поддержки травмированных детей.
Что необходимо сделать взрослому:
1. Создать для ребенка атмосферу безопасности. Это ощущение возникает у ребенка в процессе развития отношений. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в отношениях, которые не содержат ограничений, правил и норм. Чувство безопасности обеспечивается последовательным поведением родителя или опекунов.
2. Понимать и принимать мир ребенка. Сообщение о принятии мира ребенка передается ему через живой и искренний интерес к тому, что ребенок предпочитает делать. Принятие также означает терпение и достигается способностью взрослого воспринимать реальность с точки зрения ребенка. Совместная деятельность, время, проведенное вместе с ребенком помогает понять и принять мир ребенка.
3. Поощрять выражение эмоционального мира ребенка.
4. Создать ощущение дозволенности. Это не означает, что дозволено абсолютно все. Важным аспектом является то, что у ребенка появляется чувство свободы и взрослый позволяет ребенку делать выбор.
5. Облегчать ребенку принятие решений. Это достигается в основном тем, что взрослый воздерживается от того, чтобы стать источником ответов на все вопросы ребенка. Возможность выбрать, создает новые возможности для принятия решений, которые, в свою очередь, способствуют развитию ответственности за собственное поведение.