Автор: педагог-психолог Ануфриева Мария Михайловна
Образовательное учреждение: МБУДО «ЗДШИ»
Дата публикации: 16.02.2023 год.
Ссылка на статью: http://zdshi-tula.ru/ellbyu.php?clear_cache=Y
Буллинг называют массовым явлением, «болезнью» современного общества.
Буллинг – понятие довольно новое в жизни современного человека, чего нельзя заявить о самом явлении. Буллинг – явление настолько же древнее, как и человечество, однако изучения буллинга сравнительно молоды.
То, что раньше называлось издевательствами, школьная травля или дедовщина в армии или в исправительных заведениях, видоизменилось в международный термин, само явление соединило в себя ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. То, что обозначено новым словом, к сожалению, хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующую научного исследования на стыке различных научных дисциплин: социология, психология, педагогика, конфликтология, юриспруденция и другие.
Виды издевательств. Существует три вида буллинга:
Словесная травля - это говорить или писать неприятные вещи. Вербальная травля включает в себя:
✔ Поддразнивания;
✔ Навешивание ярлыков;
✔ Угрожают причинением вреда.
Социальная травля, иногда называемое издевательством над отношениями, включает в себя нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям.
К социальному буллингу относятся:
✔ Оскорблять кого-либо намеренно;
✔ Говорить другим детям, чтобы они не дружили с кем-то;
✔ Распространять слухи о ком-либо;
✔ Опозорить кого-либо на публике
Физическое издевательство включает в себя причинение вреда телу или имуществу человека.
К физической травле относятся:
✔ Удары/пинки/щипки;
✔ Споткнуться/толкать;
✔ Брать или ломать чьи-то вещи;
✔ Подлые или грубые жесты руками;
✔ Где и когда происходит травля.
Буллинг может происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.
Три основные участника буллинга:
1. булли (придумывают и возглавляют издевательства),
2. наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров)
3. жертва.
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
✔ унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях.
✔ негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
✔ устрашающих и угрожающих жестов или выражений. привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
✔ оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Мотивами буллинга являются:
✔ Зависть;
✔ Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
✔ Чувство неприязни;
✔ Борьба за власть;
✔ Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
✔ Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
✔ Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
✔ Стремление удивить, поразить;
✔ Стремление разрядиться, «приколоться»;
✔ Желание унизить, запугать непонравившегося человека.
В каких школах буллинг менее распространен?
Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств. В школах, в которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на бумаге - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их. В школах, где любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих». В школах, где толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно. В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.
Действия при обнаружении фактов буллинга:
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение;
2. Осудить травлю и поддержать жертву;
3. Разговор с классом;
4. Информировать педагогический коллектив (за помощью можно обратиться в полицию, в комиссию по делам несовершеннолетних, к психологу);
5. Пригласить родителей для беседы.
Как самому педагогу не стать буллером?
1. Не придирайтесь к ученику, не занижайте оценки, не насмехайтесь над ребенком, не унижайте его
2. Не вешайте ярлыки. Не используйте оценочные слова: «плохой», «хороший»…Оценивайте поступок. Не нормально, когда учитель позорит ребенка за его нестабильное эмоциональное состояние, внешний вид, особенности внешности или умственные способности, позволяет себе обесценивающие фразы в адрес школьника.
3. Не будьте равнодушными, бездейственными.
4. Не заводите любимчиков.
5. Старайтесь быть искренними с детьми.
6. Не замалчивайте случаи травли, это провоцирует агрессора на совершение акта насилия. А педагог в данном случае выполняет роль - пассивного свидетеля, поощряющего травлю.
Последствия буллинга:
1. Нарушение социальной адаптации;
2. Высокий уровень тревоги;
3. Депрессия;
4. Суицидальное мышление жертвы. Суицид;
5. Низкая самооценка;
6. Трудности концентрации внимания;
7. Отказ посещать школу;
8. Снижение академической успеваемости;
9. Психосоматические проблемы (боли в животе и головные боли…)