full_size_1560502881-300b4be127ab789f02644cf4f93d729c.jpg


БУЛЛИНГ 

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Автор: педагог-психолог Ануфриева Мария Михайловна

Образовательное учреждение: МБУДО «ЗДШИ»

Дата публикации: 16.02.2023 год.

Ссылка на статью: http://zdshi-tula.ru/ellbyu.php?clear_cache=Y

Электронный вид: см..далее


Буллинг называют массовым явлением, «болезнью» современного общества. 

Буллинг – понятие довольно новое в жизни современного человека, чего нельзя заявить о самом явлении. Буллинг – явление настолько же древнее, как и человечество, однако изучения буллинга сравнительно молоды.

То, что раньше называлось издевательствами, школьная травля или дедовщина в армии или в исправительных заведениях, видоизменилось в международный термин, само явление соединило в себя ряд социальных, психологических, юридических и педагогических проблем. То, что обозначено новым словом, к сожалению, хорошо известно, и представляет собой одну из актуальных проблем современности, требующую научного исследования на стыке различных научных дисциплин: социология, психология, педагогика, конфликтология, юриспруденция и другие.


Виды издевательств. Существует три вида буллинга:

Словесная травля - это говорить или писать неприятные вещи. Вербальная травля включает в себя:

✔ Поддразнивания;

✔ Навешивание ярлыков;

✔ Угрожают причинением вреда.

Социальная травля, иногда называемое издевательством над отношениями, включает в себя нанесение ущерба чьей-либо репутации или отношениям.

К социальному буллингу относятся:

✔ Оскорблять кого-либо намеренно;

✔ Говорить другим детям, чтобы они не дружили с кем-то;

✔ Распространять слухи о ком-либо;

✔ Опозорить кого-либо на публике

Физическое издевательство включает в себя причинение вреда телу или имуществу человека.

К физической травле относятся:

✔ Удары/пинки/щипки;

✔ Споткнуться/толкать;

✔ Брать или ломать чьи-то вещи;

✔ Подлые или грубые жесты руками;

✔ Где и когда происходит травля.

Буллинг может происходить во время или после школьных занятий. В то время как большинство сообщений об издевательствах происходит в школьном здании, значительный процент также происходит в таких местах, как детская площадка или автобус. Это также может произойти по дороге в школу или из школы, по соседству с молодежью или в Интернете.

Три основные участника буллинга:

1. булли (придумывают и возглавляют издевательства),

2. наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров)

3. жертва.

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

✔ унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях.

✔ негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

✔ устрашающих и угрожающих жестов или выражений. привилегированного отношения к заискивающим учащимся.

✔ оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Мотивами буллинга являются:

✔ Зависть;

✔ Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

✔ Чувство неприязни;

✔ Борьба за власть;

✔ Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

✔ Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

✔ Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

✔ Стремление удивить, поразить;

✔ Стремление разрядиться, «приколоться»;

✔ Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

В каких школах буллинг менее распространен?

Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств. В школах, в которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на бумаге - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их. В школах, где любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих». В школах, где толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно. В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.

Действия при обнаружении фактов буллинга:

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение;

2. Осудить травлю и поддержать жертву;

3. Разговор с классом;

4. Информировать педагогический коллектив (за помощью можно обратиться в полицию, в комиссию по делам несовершеннолетних, к психологу);

5. Пригласить родителей для беседы.


Как самому педагогу не стать буллером?

1. Не придирайтесь к ученику, не занижайте оценки, не насмехайтесь над ребенком, не унижайте его

2. Не вешайте ярлыки. Не используйте оценочные слова: «плохой», «хороший»…Оценивайте поступок. Не нормально, когда учитель позорит ребенка за его нестабильное эмоциональное состояние, внешний вид, особенности внешности или умственные способности, позволяет себе обесценивающие фразы в адрес школьника.

3. Не будьте равнодушными, бездейственными.

4. Не заводите любимчиков.

5. Старайтесь быть искренними с детьми.

6. Не замалчивайте случаи травли, это провоцирует агрессора на совершение акта насилия. А педагог в данном случае выполняет роль - пассивного свидетеля, поощряющего травлю.

Последствия буллинга:

1. Нарушение социальной адаптации;

2. Высокий уровень тревоги;

3. Депрессия;

4. Суицидальное мышление жертвы. Суицид;

5. Низкая самооценка;

6. Трудности концентрации внимания;

7. Отказ посещать школу;

8. Снижение академической успеваемости;

9. Психосоматические проблемы (боли в животе и головные боли…)