Составление характеристики на ученика или на группу учащихся – это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Только грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником (классом), получить представление о его личностных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития учащегося, в то время как предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником.
В различные периоды требования к составлению характеристики на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.
Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на учащегося характеристика, которая должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
Психологическая характеристика
____ класса _____________________________________,
(фамилия, имя ученика)
обучающуюся в _________________________________
(наименование учреждения)
Проявление личностных качеств в поведении
Направленность интересов:
Общественная активность:
Трудолюбие: к
Ответственность:
Инициативность:
Организованность:
Любознательность:
Аккуратность:
Отношение к людям:
Честность, правдивость:
Бескорыстие:
Общительность:
Отзывчивость:
Вежливость, тактичность:
Уверенность в себе:
Самокритичность:
Умение рассчитывать свои силы:
Стремление к успеху, первенству:
Самоконтроль:
Решительность:
Настойчивость:
Самообладание:
Авторитет:
Особенности основных психических процессов и эмоций
Внимание:
Память:
Мышление:
Эмоциональная реактивность:
Общий эмоциональный тонус:
Эмоциональная уравновешенность:
Выводы и рекомендации психолога:
«___» ___________ 20 г.
Педагог-психолог _______________________ /_______________/