Составление характеристики на ученика или на группу учащихся – это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Только грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником (классом), получить представление о его личностных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития учащегося, в то время как предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником.

В различные периоды требования к составлению характеристики на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.

Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на учащегося характеристика, которая должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;



Психологическая характеристика 

____ класса _____________________________________,

(фамилия, имя ученика)

обучающуюся в _________________________________

(наименование учреждения)

Проявление личностных качеств в поведении

Направленность интересов: 

Общественная активность: 

Трудолюбие: к

Ответственность: 

Инициативность: 

Организованность:

Любознательность: 

Аккуратность: 

Отношение к людям: 

Честность, правдивость: 

Бескорыстие: 

Общительность: 

Отзывчивость: 

Вежливость, тактичность: 

Уверенность в себе: 

Самокритичность: 

Умение рассчитывать свои силы: 

Стремление к успеху, первенству:

Самоконтроль: 

Решительность: 

Настойчивость: 

Самообладание: 

Авторитет: 


Особенности основных психических процессов и эмоций

Внимание: 

Память: 

Мышление: 

Эмоциональная реактивность: 

Общий эмоциональный тонус: 

Эмоциональная уравновешенность: 


Выводы и рекомендации психолога



«___» ___________ 20     г.

Педагог-психолог _______________________ /_______________/