Методические рекомендации по планированию и контролю
труда педагога-психолога
В соответствии с реализуемой организационно-содержательной моделью деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться.
Важно учитывать, что определение функциональных обязанностей специалиста и нормирование его рабочего времени по направлениям деятельности проводится в образовательном учреждении в соответствии с его типом, целями, задачами и на основе запроса руководителя на деятельность педагога-психолога (психологической службы). Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, может варьироваться не только в зависимости от реализуемой организационно-содержательной модели деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, но и в зависимости от причин обращений к педагогу-психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Если на некоторые из приведенных направлений работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды деятельности. Педагог-психолог самостоятельно составляет циклограмму своей деятельности в зависимости от организационно-содержательной модели, типа, цели, задач учреждения, запроса администрации, а затем согласовывает свою деятельность с администрацией образовательного учреждения.
Временные затраты на активные формы работы
№ |
Формы работ |
Затраты времени | |
В общеобразоват. учреждении |
В дошкольном. учреждении | ||
1. |
Индивидуальная консультация детей |
1,5-2 часа на 1 встречу |
- |
2. |
Индивидуальная консультация взрослых (родители, педагоги) |
1,5-2 часа на 1 встречу |
1,5-2 часа на 1 встречу |
3. |
Индивидуальная диагностика |
1,5-2 часа на 1 встречу |
- |
4. |
Групповые формы работы (беседа, выступление) |
1 час на 1 встречу |
15-30 мин. |
5. |
Групповая диагностика |
1 час на 1 встречу |
15-30 мин. |
6. |
Тренинг |
2 часа |
До 30 мин. |
7. |
Пед. консилиум, пед. семинар, педсовет |
2 часа |
2 часа |
8. |
Информационная беседа-справка (педагоги, родители) |
15 мин.-1 час на 1 беседу |
15 мин.-1 час на 1 беседу |
Временные затраты на методическую работу педагога-психолога (Руководителя МО)
|
|
|
Текущая методич.работа |
Годовая методич.работа |
Общегодовые виды работы педагога-психолога - руководителя РМО | ||||
1. |
Руководство РМО (общее количество часов).
|
74 до 136 час/год |
|
74-136 час/год (в ср. 105 час) |
|
- проведение заседаний РМО |
2-3 час/1 заседание |
|
8-12 час/год |
|
- методические выходы в ОУ |
2-3 час./1 выход |
|
10-15 час/год |
|
- написание годового плана и отчета о работе РМО |
1 час/1 печ. лист |
|
8-10 час/год |
|
- проведение индивидуальных консультаций для психологов ОУ |
1-2 час./1 конс. |
|
18-40 час/год |
|
- экспертиза работы педагога-психолога |
3-6 час./1 эксперт. |
|
по необхо-
|
|
- составление заключения о работе педагога-психолога |
2-3 час./1 заключение |
|
4- 15 час/год |
|
- методическая подготовка к проведению РМО |
4-6 час./1 мероприятие |
|
16-24 час/год |
2. |
Работа в совете ГМО, выполнение заданий ГМО |
2-3 час./1 мероприятие |
|
10-20 час/год |
Общегодовые виды методической работы педагога-психолога ОУ | ||||
|
|
|
|
|
3. |
Участие в работе РМО (ГМО) в качестве слушателя |
2-3 часа на 1 заседание |
8-15 час. |
|
4. |
Составление годового плана работы психологической службы ОУ |
1,5-2 час./1 печ. лист |
3-6 час. |
|
5. |
Составление годового отчета по работе психологической службы ОУ |
1,5-2 час./1 печ. лист |
3-6 час. |
|
6. |
Разработка рабочей программы (программы цикла психокоррекционных занятий, плана реализации целевой программы, тренинга) (должна быть в письменном виде) |
1-2 час. /1 печ. лист программы, объемом 10-15 печ. листов |
10-15час. |
|
7. |
Разработка концептуальных или программных документов психологической службы (не является ежегодным видом работы) |
2-3 час/1печ. лист |
20-30 час. |
|
8. |
Пересмотр, корректировка существующих концептуальных или программных документов, планов |
2- 3 час./1 документ (объем 2-5 листов) |
2 час. |
|
9. |
Аналитический отчет (заключение) по итогам реализации целевой (экспериментальной) программы |
2 час./1 печ. лист программы объемом 10-15 печ. листов |
20-30час. |
|
10. |
Участие в НПК в качестве слушателя |
Обязательно: Не менее14 часов в год |
14-30 час. |
|
11. |
Подготовка устного выступления на НПК |
3 часа |
|
|
12. |
Подготовка статьи (публикации) в сборниках НПК и др. |
До 10 часов |
|
|
13. |
Написание методических пособий. |
3-7 час./ 1 печ. лист |
|
|
14. |
Повышение квалификации (в т.ч. самообразование) |
Не менее 36 часов в год |
36-92 час. |
|
15. |
Взаимное посещение занятий |
1-2 час./ 1 зан. |
6-12 час. |
|
16. |
Подготовка докладов к педсовету. |
3 час./1 докл. |
3-9 час. |
|
17. |
Подготовка к пед. консилиуму |
3 час./1 докл. |
6-12 час. |
|
18. |
Участие психолога в конкурсе (ярмарке) |
От 4 до 30 часов 1 мероприятие |
|
|
19. |
Просветительская работа с населением (выступления, публикации в СМИ: пресса, ТВ; общественные организации и т.п.) |
2-3 часа 1 мероприятие |
|
|
20. |
Работа в жюри ученических конференций, конкурсов, олимпиад |
2-4 часа 1 мероприятие |
|
|
21. |
Подготовка методических материалов на выставку |
2-3 часа/ печ. лист |
|
|
21. |
Проведение исследований и подготовка заключений (отзывов) о работе педагогов при их участии в конкурсах |
От 3 до 15 часов на одного человека |
|
|
23. |
Разработка и оформление методических материалов, стендов и т.п. |
1-2 час./1 печ. лист (2 листа в месяц) |
20-40 час. |
|
24. |
Составление заданий для олимпиады, конкурса учащихся |
3-6 час./1 мероприятие |
3-6 час. |
|
25. |
Подготовка учащихся к участию в научно-исследовательских конференциях |
1-2 час./1 печ. лист |
|
|
26. |
Консультации у психолога-методиста |
1-2 час./1 консультация(от 2-х до 4-х в месяц) |
3 час. (2 консультации) |
|
|
Всего за год (от мин. до макс.)
|
|
137-276 |
|
Текущие виды работ (из расчета рабочей недели) | ||||
|
|
|
|
|
1. |
Подготовка к проведению занятий (консультаций, психокоррекционных занятий) по новым курсам (темам) |
1-1,5 часа/1 занятие |
От 2-х до 3-х часов |
|
2. |
Подготовка к проведению занятий по ранее разработанным курсам (темам) |
0,5 часа 1 занятие |
2,5 час. |
|
4. |
Подготовка к родительскому собранию. |
2 часа |
От 0,5 часа до 2-х часов. |
|
5. |
Обработка диагностических данных (групповая диагностика или объемная индивидуальная). В отдельных случаях (САТ и т.п. методики) при ручной обработке |
1-2 часа/1 методика на 25 человек До 15 часов на группу из 25 человек |
От 3-6 до 15 часов |
|
6. |
Оформление обработанных диагностических данных |
0,5 часа/1 методика |
1,5 час. |
|
7. |
Написание анализа и интерпретации диагностических данных |
1-2часа/1 методика |
От 1 до 2-х часов |
|
8. |
Составление психолого-педагогической характеристики учащегося (воспитанника) |
2 часа/1харак-теристика |
От 0,5 часа до 2-х часов |
|
9. |
Оформление психолого-педагогической характеристики (набор текста) |
1 час/ 1харак-теристика |
От 0,5 часа до 1 часа |
|
10. |
Оформление текущей документации (журналы, карты) |
1-3 час. |
От 1 до 3-х часов |
|
11. |
Подготовка (разработка) занятий с использованием ТСО |
До 6 часов/1занятие. |
|
|
12. |
Подготовка раздаточного материала |
1-2 часа/ 1 комплект |
От 0,5 часа до 2-х часов |
|
13. |
Эстетическое оформление кабинета психолога |
|
0,5час. |
|
14. |
Координация взаимодействия с другими специалистами |
1-3 часа |
От 1 до 3-х часов |
|
|
Всего в неделю |
|
15 ч. – 19ч |
|
|
Всего за год (минимальная нагрузка из расчета 42 рабочие недели). В среднем 693 часа. |
|
588 часов/год |
803 часов/год |
В таблице жирным шрифтом выделены обязательные ежегодные виды работ педагога-психолога или психолога-методиста.
К текущим видам методической работы отнесены подготовка к еженедельным мероприятиям или обработка результатов диагностики. К общегодовым видам отнесены те виды работ, которые психолог выполняет один или несколько раз в году.
Текущая и общегодовая методическая работа должна составлять 770 часов в год каждая. При этом минимальный объем необходимой методической работы работ должен выполняться в обязательном порядке. В случаях, когда психолог не осуществляет общегодовую методическую работу в объеме, превышающем минимальный, пропорционально должен возрастать объем текущей методической работы и наоборот.
В соответствии с реализуемой организационно-содержательной моделью деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться.
Важно учитывать, что определение функциональных обязанностей специалиста и нормирование его рабочего времени по направлениям деятельности проводится в образовательном учреждении в соответствии с его типом, целями, задачами и на основе запроса руководителя на деятельность педагога-психолога (психологической службы). Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, может варьироваться не только в зависимости от реализуемой организационно-содержательной модели деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, но и в зависимости от причин обращений к педагогу-психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Если на некоторые из приведенных направлений работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды деятельности. Педагог-психолог самостоятельно составляет циклограмму своей деятельности в зависимости от организационно-содержательной модели, типа, цели, задач учреждения, запроса администрации, а затем согласовывает свою деятельность с администрацией образовательного учреждения.