Асоциальное поведение детей младшего школьного возраста



Причины. Коррекционная работа

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте, и выделяют следующие виды и причины:

I. Безнадзорность учащихся.

Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями.

Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома. Причины побегов из дома:

1.Поиски приключений.

2.Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия.

Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к общению с людьми с сильной волей.

II. Азартные игры. Это реакция на неуспех в учебной и общественно полезной деятельности, это способ самоутвердиться.

III. Сквернословие.

IV. Курение, алкогольная зависимость.

V.Отклонения в сексуальном развитии ребенка.

VI.Ложь.

VII.Неврозы.

Все вышеуказанное в большей степени относится к подростковому возрасту. Но чтобы этого не случилось, важно предупредить отклонения в поведении еще в младшем школьном возрасте.


Коррекционная работа по предупреждению

отклоняющегося поведения у младших школьников

На формирование и развитие личности влияют как родители, так и школа. Воспитание прекрасным основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распрекрасного, которое ему будет предлагаться. Педагогическим принципом должен стать принцип-воспитание без наказаний. Самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка. В начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой ранит, оскорбляет, унижает достоинство ребенка. Недопустимо, чтобы ребенок с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные, но едины они в одном – все хотят учиться. «Оценка – это вознаграждение за труд, а не наказание за лень».

Некоторые учителя, родители используют метод запугивания. Практика запугивания действует только по отношению к маленьким детям, позже она дает обратный эффект – утрата веры во взрослого.

Следует учитывать и такую особенность некоторых детей: если меня обидели или я чего-то не получил, то я сделаю себе еще больнее, накажу себя. Это саморазрушающее поведение. Оно наглядно видно на примере аутизма. При этом заболевании ребенок, как только чувствует себя обделенным или у него что-то не получается, начинает уничтожать себя физически (царапает себе глаза, кусает себя до крови, колет иглой, а, повзрослев, прижигает сигаретой). Следовательно, если у человека есть склонность к саморазрушающему поведению, любая информация о том, что плохо и чревато негативными последствиями, лишь подтолкнет его к этому негативу, как только почувствует себя обделенным.


Вот что советует Экман П.:

1.Родителям следует обратить внимание на себя: как часто они говорят неправду в общении с людьми при детях и детям.

2.Создать в общении с детьми обстановку полного доверия. Поэтому родители должны обладать информацией о том, что происходит в жизни ребенка. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны.

Даже если ребенок попался на явной лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все же простительна. Если ложь примет хронический характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия.

Какие применять меры в том случае, если ложь очевидна и проступок заслуживает наказания. Выделяют три группы методов воспитания:

а) силовое давление, при котором родители используют свою власть над ребенком.

б) отношения любви, не исключавшие гнева и неодобрения, но не допускавшие физических наказаний.

в) рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, на которые повлияла детская ложь.

По исследованиям Экмана П. первая группа методов использовалась родителями намного чаще, чем две остальные, что приводило к неэффективным результатам – дети говорили неправду еще больше. Поэтому психологи советуют родителям предпочесть третью группу методов.


Принципы, которыми должны руководствоваться родители в случае детской лжи:

1. Избегать применения физических наказаний

2. Отделять наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.

3. Подчеркивать какое значение имеет ложь для других людей.

4 Наказание должно быть соразмерно проступку

5. Устанавливать с детьми полные доверительные контакты, уметь понять ребенка.

Формированию асоциального поведения способствует не только семья, но общение со сверстниками.


Пути и методы разрыва нежелательных контактов:

1.Прекращение контактов путем территориального перемещения (перевод в другой класс, в другую школу, переезд в другой дом). Следует обратить внимание на то, что переезд партнеров по общению в различные дома, дает низкий процент случаев прекращения отношений по сравнению с переводом учащихся в другую школу, хотя и расположенную рядом. Переходя в другую школу, ребенок попадает в новый для себя коллектив, в котором у него возникают новые отношения, интересами которого он живет, чтобы утвердить себя в нем, достичь определенного положения, обрести состояние эмоционального благополучия.

2.Разрыв контактов путем авторитарного запрещения одной или двум сторонам поддерживать связь. Оказывается высоко эффективным для школьников начальных классов.


Приемы и методы разрыва контактов:


1.Замена интереса.

2.Метод переориентации личности на другую (положительную) личность.

3.Изменение условий прежних видов деятельности школьника.

Перечисленные приемы переориентации личности имеют несомненный воспитательный эффект в тех случаях, когда возникшие асоциальные связи еще недостаточно глубоки и устойчивы.

Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействиемматериальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия, которые способствуют формированию и развитию потребностей порождающих асоциальные отношения.