Психологические требования к уроку

I. Психологическая цель урока.

  1. Проектирование развития учащихся в пределах конкретного урока
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи

2.1. Изучения темы

2.2. Результатов, достигнутых в предшествующей работе

  1. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся

II. Стиль урока.

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
  2. Определение объема

2.1. Воспроизводящей деятельности учащихся

2.2. Творческой деятельности учащихся

  1. Планирование усвоения знаний

3.1. В готовом виде

3.2. В процессе самостоятельного поиска

  1. Учет педагогом

4.1. Контроля

4.2. Анализа

4.3. Оценки деятельности учащихся

4.4. Самооценки

4.5. Самоконтроля

  1. 4. Рабочее самочувствие Соотношение

5.1. Побуждения учащихся к деятельности

5.2. Принуждения

III. Особенности самоорганизации учителя.

1. Подготовленность к уроку

2. Осознание психологической цели

3. Внутренняя готовность к осуществлению цели

4. Рабочее самочувствие

4.1. В начале урока

4.2. В ходе урока

4.3. Собранность

4.4. Сонастроенность с темой

4.5. Соотнесенность с психологической целью урока

4.6. Энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели

4.7. Оптимистический подход к происходящему на уроке

4.8. Педагогическая находчивость

5. Педагогический такт

6. Психологический климат на уроке

6.1. Поддержание атмосферы радостного, искреннего общения

6.2. Деловой контакт

IV. Организация познавательной деятельности учащихся

1. Определение мер для обеспечения условий

1.1. Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов, явлений

1.1.1. Их осмысление

1.2. Использование установки в форме убеждений, внушения

1.3. Использование различных форм работы для актуализации памяти учащихся ранее усвоенных ЗУН и необходимых новых:

1.3.1. Беседа

1.3.2. Индивидуальный опрос

1.3.3. Упражнения по повторению

2. Организаций деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых ЗУИ

2.1. Определение уровня сформированности ЗУН

2.1.1. На уровне конкретно-чувственных представлений

2.1.2. Понятий

2.1.3. Обобщающих образов

2.1.4. Формулирования выводов

3. Опора на психологические закономерности формирования:

3.1. Понятий

3.2. Уровня пониманий

3.3. Создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся

4. Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность исамостоятельность мышления:

4.1. Система вопросов

4.2. Создание проблемных ситуаций

4.3. Разные уровни проблемно-эвристического решения задач

4.4. Использование задач с недостающими и излишними данными

4.5. Организация поисковой и исследовательской работы

4.6.Создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы

4.7. Усложнение задач с целью развития познавательной активности учащихся

5. Руководство повышенным уровнем понимания:

5.1. От описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному

6. Формирование умений рассуждать и делать умозаключения

7. Использование различных видов творческих работ учащихся:

7.1. Объяснение цели работы

7.2. Условий выполнения работы

7.3. Обучение отбору и систематизации материала

7.4. Обучение оформлению работы

8. Закрепление результатов работы:

8.1. Формирование навыков путем упражнений

8.2. Обучение переносу ранее усвоенных ЗУН на новые условия работы

V.

1. Отношение учащихся к учению

2. Самоорганизация учащихся

3. Уровень умственного развития учащихся

4. Наличие групп учащихся по уровню обучаемости

4.1. Учет п. 4 при организация работы с ними

4.1.1. Индивидуальная работа учащихся

4.1.2. Групповая работа учащихся

4.1.3. Фронтальная работа учащихся

VI.

1. Температурный режим

2 Физико-химические условии воздуха

3. Освещение

4. Предупреждение утомления

5. Чередование видов деятельности

в. Своевременное и качественное выполнение физкультминуток

7. Соблюдение правильной позы учащихся

8. Соответствие классной мебели росту учащихся

9. Чистота и порядок в классе

VII. Требования к технике проведения урока.

1. Эмоциональность урока

2. Интерес учащихся к уроку

3. Урок воспитывает у учащихся потребность в знаниях

4. Оптимальность темпа и ритма урока

5. Завершенность действий учителя и учащихся

6. Контакт учителя с учащимися на уроке

7. Соблюдение педагогического такта

8. Педагогический оптимизм

9. Атмосфера доброжелательности на уроке

10. Атмосфера творческого труда на уроке

11. Смена видов деятельности учащихся

12. Оптимальное сочетание методов и приемов обучения

13. Соблюдение единого орфографического режима

14. Обеспечение активного учения каждого ученика